Категории раздела
Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСТОРИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
И.В. Ермакова, М.В. Федорова
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Чебоксары, Россия
В современных условиях учебный процесс диктует новые требования, связанные со сменой социальных ценностей и приоритетов, что, в свою очередь, требует от педагога изменения стратегии и тактики обучения. В связи с этим при изучении учебных дисциплин основное внимание переносится на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познава-тельной активности самого учащегося. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком. Для того чтобы повысить познавательную активность учащихся, у преподавателя есть множество различных методов, которые он может использовать в своей деятельности. Один из таких методов – игра. Этот метод дает возможность проявления творческих способностей как самого преподавателя, так и учащихся. Большой знаток детских душ А.С. Макаренко в своих работах постоянно обращался к вопросу роли игры в жизни ребенка. Большинство педагогов, соглашаясь с тем, что в детском возрасте игра выступает и потребностью, и основным видом деятельности ребенка, не учитывают того, что и в последующие годы она остается одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра всегда пополняет знания, является источником развития детей, их способностей и положительных эмоций. Она помогает сделать жизнь детского коллектива интереснее и полнее. А.М. Горький писал о том, что именно игра есть путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Это познание в дидактических играх предстает в других формах. Игра в соревновательной форме заставляет ученика не только вспоминать известное, но и, мобилизуя все свои знания, размышлять, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.
Участие детей в игре заставляет их проявлять как умственные способности, так и определенные волевые качества. В основе успешного усвоения любого учебного предмета, в том числе истории, у школьников выступает познавательная потребность. Игра как форма обучения входит в учебный процесс по предмету и тесно связана со всеми видами учебной работы. При планировании игры нужно учитывать любые мелочи. В самом начале игры меньше времени нужно уделять объяснениям, чтобы больше его уделить самой игре.
Наиболее подходящими играми для школьников являются шарады, головоломки, ребусы, кроссворды. Привлекая и увлекая участников, игра пробуждает у них живой интерес к историческим знаниям, желание найти новую информацию. Так, в 5-6-х классах дети с интересом ждут обобщающие уроки по примеру «Своей игры» по курсам истории Древнего мира, Средних веков. Как показывает практика, использование игр в учебном процессе помогает всестороннему закреплению, углублению и систематизации исторического материала. В игре учащиеся, помимо демонстрации усвоенной определенной суммы знаний, должны проявлять творческую активность, которая раскрывает перед ними прошлое. Еще одним важным воспитательным моментом познавательных игр является то, что они ведутся по определенным правилам. Кроме того, предполагается, что учащиеся должны задействовать дополнительный материал, не входящий в учебники, осознание этого повышает самооценку и вселяет чувство уверенности в себе. Например, к 20-летию Конституции РФ в старших классах был проведен конкурс-игра «Я – гражданин России». Цель этого конкурса – вызвать интерес к устройству государства через изучение основного закона – Конституции страны, повысить правовую культуру учащихся. Игра состояла из трех частей, в ней рассматривались вопросы состава и содержания Конституции. Участники показали хорошую подготовку, заинтересованность в происходящем. Также условия проведения игры способствовали еще большему сплочению класса, возможности оказать поддержку и помощь членам команды и попросить о помощи их, так как если работает команда, то место в ней для достижения высокого результата найдется всем. В атмосфере игры создаются особые условия, в которых происходит общение на равных,  исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Значение дидактических игр по истории состоит в том, что они позволяют в разных сочетаниях повторять не только то, что пройдено, но и то, что выходит за пределы учебников, потому, что участникам хочется не только получить в ходе игры боль-шее количество очков, но и узнать что-то новое, интересное. Таким образом, использование игрового метода обучения способствует решению психологических проблем в классе, по-вышению уровня умственной и аналитической деятельности учащихся. Кроме того, практическая деятельность увеличивает интерес к занятиям, что, в свою очередь, улучшает эмоциональ-ный настрой, повышает уровень мотивации, развивает творческие и коммуникативные способности учащихся. А это является одной из основных задач любой преподавательской деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: fedorova_mv (20.01.2015)
Просмотров: 282 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: